Отдых и оздоровление
Отдых и оздоровление
Летняя оздоровительная работа в ДОУ
Лето– это каникулы, а каникулы – это отдых. Поэтому мы не загружаем ребят сложными многочасовыми занятиями, а проводим занятия лёгкие и занимательные.
Ведь всем известно, ничто не запоминается лучше, чем собственные выводы. И малышам с минимальным знанием об окружающем мире и тем, кто уже несколько лет познает мир, на таких занятиях очень интересно! Прогулки на свежем воздухе в течение дня, подвижные игры, здоровое питание, дружба со спортом. Вот и весь секрет здорового, ловкого и румяного ребенка.
Летняя – оздоровительная работа в ДОУ организована на основании приказа руководителя, по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровье — сберегающего режима, предупреждение заболеваемости и травматизма.
Основными задачами работы на летний-оздоровительный период являются:
• Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
• Создание условий здоровьесбережения в детском саду в целях оздо-ровления, закаливания детей дошкольного возраста.
• Формирование экологической культуры у дошкольников; развитие нравственно-патриотических чувств.
• Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
• Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
• Организация помощи родителей в благоустройстве территории детского сада в летний период, поддержка инициативы родителей (законных представителей).
• Закреплять знания с учетом содержания образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Огромную роль в том, насколько интересно дети будут проводить лето в детском саду, играет желание и умение воспитателя сделать каждый день для ребенка ярким. В летний период в нашем детском саду продолжается летняя оздоровительная работа. Для успешного проведения познавательно-оздоровительного досуга, у детей должен быть накоплен определенный багаж знаний. В детском саду был разработан календарный план по таким темам как: «Здравствуй, лето», «Мой город, моя страна!», «Школа безопасности», «Моя семья - моё богатство», «Уроки вежливости», «Цветы – это мир, мир – это цветы!», «Все, что неизвестно – очень интересно» и другие, а также организованы летние праздники. В летний оздоровительный период охвачены все участники образовательного процесса. Он предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а так же повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Совместная деятельность
педагогического коллектива с воспитанниками в летний период.
Вся работа коллектива строится на основе комплексно-тематического принципа построения педагогического процесса, что позволяет обеспечить осуществление педагогического процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей.
Таким образом, комплексно-тематическое планирование системы мероприятий обеспечит реализацию ФГОС ДО:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
Эффективность оздоровительной работы в ДОУ зависит от ряда факторов:
- правильно организованного питания и питьевого режима;
- соблюдения требований личной гигиены;
- сбалансированного закаливания;
- отсутствия факторов угрожающих здоровью детей;
- эмоциональное состояние ребёнка;
- единые подходы к оздоровлению в семье и дошкольном учреждении.
Реализация задач проходит с учетом возраста детей, погодных и временных условий, состояния здоровья каждого ребенка, желаний и потребностей семей воспитанников.
Летом в ДОУ меняется режим дня: увеличивается период прогулки, не проводится непосредственно образовательная деятельность. Таким образом, основная деятельность учреждения в летний период времени направлена на обеспечение комфорта удовлетворения психологических и физиологических потребностей воспитанников, из познавательной активности и деятельности по интересам.
Особенности организации совместной деятельности ДОУ в летний период.
- Увеличить длительность пребывания детей на свежем воздухе в течение всего дня, с этой целью прием осуществлять на прогулке, увеличить длительность прогулок.
- Утреннюю гимнастику и физкультурные занятия проводить на свежем воздухе в облегченной одежде.
- Ежедневно проводить коррекционно-развивающие индивидуальные занятия, в соответствии с планом работы и рекомендациями специалистов.
- Ежедневно проводить тематические наблюдения, труд в природе, организовывать элементарную опытническую деятельность.
- С учетом погодных условий проводить игры с водой и песком.
- В ходе свободной деятельности детей организовывать на участке творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.
Важная особенность организации образовательной деятельности нашего ДОУ в летний период: занимательные дела в течение недели, соответственно теме :
понедельник: «Чтение – вот лучшее учение» (чтение художественных произведений, разучивание стихов, пословиц. прибауток, примет и т.д.);
вторник: «Творческая мастерская» (рисование, аппликация, лепка, конструирование, постройки из песка, поделки из бросового и природного материалов и др.);
среда: «Ты мне сказку расскажи» (рассказывание, драматизация, театрализация, настольный, кукольный, пальчиковый, теневой театры);
четверг: «Спорт – источник вдохновения!» (подвижные и спортивные игры, досуги, развлечения);
пятница: «Музыкальная страничка» (танцы, пение, музыкальные досуги, праздники, развлечения).
Вся работа строится с учётом основных принципов:
1. Соблюдение непрерывного комплексно-систематического проведения профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
2. формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных процедур;
3. повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных СанПин: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.